Гимнастика для язычка в стихах

Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело.

Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.

Регулярное выполнение этих упражнений подготовит ребенка к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.

Котенок

Упражнения:
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;
3)"вкусное варенье": облизать по кругу губы, затем - в другую сторону; 
4)"котенок моется": имитируем вылизывание котенком шерстки.

Налью в чашечку котенку /упражнение 1
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2 Молочко язычком.

Служит ложечкой котенку /упражнение 1
Язычок, язычок.
И дрожит как хвостик тонкий,
И вздыхает язычок.

А когда закончит ужин
Наш усатенький чудак,
Знает, что быть чистым нужно,
Умывается так:

Он оближет свои губки, /упражнение 3
Еще раз, еще разок,
Чисто вымоет он шубку /упражнение 4
Язычком, язычком.

Лапой мордочку он моет –
Как мочалочкой скоблит.
“Мурр!” – мне скажет с любовью:
“Все, спасибо: как я сыт! ”

***

Чашечки

Упражнение “Чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;

Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,

В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!

***

На обед!

Упражнения: 
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;
3)"едим кашу": широко открываем и закрываем рот.

Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка – Саше,
Чашка – Маше, / упражнение 1
Эта чашечка – Наташе
И пол-чашки – Валеньке,
Кукле самой маленькой.

Эта – зайке, эта – мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2
Кушай ложкой, а не носом!

Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3
Быстро съели все до крошки!

***

Грибок

Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.

Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
-Не возьмете ли в корзинку?!

***

Богатыри

А теперь – смотри, смотри -
Мы с тобой – богатыри:
Рухнул старый-старый дом –
Мы поднимем крышу в нем.

***

Ветерок

Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка – дыханье Ветра –
Зазвенела… где-то, где-то,

Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской Ветер – старший брат –
Этой песенке так рад! -

Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики –
Белые журавлики –
Снова за леса плывут –
С моря дождики везут.

***

Дудочка

Упражнение “дудочка”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Дую я в свою дуду -
Дудочка поет: «Ду-ду!»

***
Зайка и балалайка

Упражнение “балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

- Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!

Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.

- Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!

***

Дятел

Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.

- Кто в лесу стучит, стучит?
- Дятел дерево долбит:
- Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.

***

Гусь и индюк

Упражнения: 
1)“гусь”: "шипим" - дуем на широкий язык, подняв его к небу;
2)“индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.

Гусь поспорил с индюком:
Птичник: чей же это дом?
Гусь шипит: “Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”

А индюк: “Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник - мой!
Я иду к себе домой!”


Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись “Ш-ш-ш!”
И бегут на край села
Уточки от “Бл-бл-бла!”.

…Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!

***

Львенок учится рычать

Учимся “рычать”: тренируемся произносить “Р”

Львенок учится рычать,
Очень хочет “Рррр!” сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет - “Рррр!”, выходит: “Мяв!”

Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор – синий богатырь –
Как мотор заводит?
- Тррр!

Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом -
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит:
- Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: “Ды-ды-ды”.
Вот подходит пассажир –
Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”

Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: “Ррррр!”

***

В домике ремонт

Упражнения: 
1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;
2)“чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;
3)"половичок": широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).

Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел –
Потолок белить пошел.

Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед – назад.
Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
- Пауки пусть в сад уходят!
Сверху – все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!

 Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
- Влево-вправо! – моет стенку:
- Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!

 Положил половичок /упражнение 3
На забор наш старичок:
- Пыль стряхну с него раз пять –
На пол постелю опять.

 Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
- Заслужил я угощенье –
Чай малиновый. С вареньем!

***

Качели

Упражнение "Качели": язык движется вверх-вниз.

Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Вот лисичка:
- Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Ох: качели косолапый
Останавливает лапой:
- Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!

***

По дорожке

Упражнение "Кошкина спинка": улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, при этом “спинку” языка поднимать и опускать.

Едет к бабушке Егорка: Забирается на горку, /выгнуть “спинку” языка
После горки – вновь низина. /опустить язычок
Речка… Мостик выгнул спину. /выгнуть “спинку” языка

 

Дальше ровная дорожка. /опустить язычок
Брызнул дождь – чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась. /выгнуть “спинку” языка

***

Серый волк

Упражнение "Крокодил": широко открываем и закрываем рот

Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал. 

***

Жара

Упражнения:
1)имитировать всасывание воды через тонкую трубочку
2) вытянуть губы вперед трубочкой и дуть

В зоопарке жарко-жарко.
Как слоненку зебру жалко! -
Солнце жарит целый день,
Бесполезна даже тень.

Бедной зебре очень плохо!
Только слон не будет охать:
В пруд свой хобот опускает – /упражнение 1
Воду до-о-олго набирает.

Хобот – вверх: теперь дуть надо. /упражнение 2
- Дождь! – ах, как же зебра рада!

***

Вкусно!

Упражнение: имитировать всасывание воды через тонкую трубочку

Пить коктейль чернично-мятный
Через трубочку приятно. 

***

Рыбка

Упражнение “рыбка”: округляем губы, делаем захватывающее движение губами

Не наживка – без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: “О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!”

***

Я на слоника похож

Упражнение “хоботок”: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
- А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
- Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!

***

Орешки

Упражнение “перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

Бурундук, нас встретив, в спешке
Прячет за щекой орешки –
Щечка стала, словно мяч!
- Покажи, что там, не прячь!

Злится бурундук в ответ:
- Ничего за щечкой нет –
Видишь, тонкая какая.
- Видим – круглая другая.

Ты в секрете не держи –
Что за щечкой? Покажи!
- И за этой пусто тоже! –
Бурундук всерьез встревожен,

Он орешки взад-вперед
Перекатывает:
- Вот:
Здесь их нет, и здесь их нет!
Мы достали свой обед:

- Не тревожься и не злись!
На морковку – угостись!
Мы пойдем – нас ждет медвежка…
-Эй, ребята! Там – орешки.

***

Леденец

Упражнение “перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

Леденец от щечки к щечке
Перекатывает дочка.
Не спешит, не разгрызает:
Пусть подольше он не тает!

***

Пони

Упражнение “лошадка”. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.

Сбоку – дорожка, а в центре – лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.

Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
- Цок-цок-цок-цок!
Цок-цок-цок-цок!

***

Улыбка

Упражнение “улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.

Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!

***

Забор

Упражнения:
1)“заборчик”: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;
2)“воротца”: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке

Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий. /упражнение 1
В нем калитку сделать надо – /упражнение 2
Мы гостям хорошим рады! 

***

Бублик

Упражнение “бублик”: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю. 

***

Заборчик – бублик

Чередование упражнений:

1)“заборчик” - губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;

2)“бублик” - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

На заборе у черешни
Мы повесили скворечник.

***

Кролик

Упражнение “кролик”: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Кролик – беленький пушок,
Поиграй со мной, дружок!

***

Уточка

Упражнение “уточка”: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед –
Станет плоским клювом рот.

***

Лошадка

Упражнение “недовольная лошадка”: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.

Дам лошадке я картошку:
- На, полакомься немножко!
- Фрр! – лошадка недовольна:
- Лучше хлеб дай черный с солью!

***

Шарик

Упражнение “воздушный шар”: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.

Шар воздушный ярко-красный
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!

***

Чистим зубки

Упражнение “чистим зубы”: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Чтобы зубки стали чище,
Каждый день их щеткой чищу.

***

Хрюшка

Упражнение “пятачок”: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.

Справа – рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой –
Там, внизу – забрать капусту?

Слева – с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
“Это выбрать? Это взять?”

***

Рыбка

Упражнения:1)надуть щеки; 2)втянуть щеки.

Что-то рыбку испугает –
Рыбка щеки надувает: /упражнение 1
Мол, меня не трогай лучше!
 –Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала, /упражнение 2
Рыбка вновь худышкой стала. 

***

Кошка-мышка

Упражнение “прятки”: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.

Мышка выглянет из норки –
Очень хочет сыра корку! –
Тут же прячется опять:
Рядом кошка – страшно взять!

***

Вкусное варенье

Упражнения:

1)“вкусное варенье”: облизать верхнюю губу справа налево, затем – слева направо;
2)облизывать губы по кругу.

У меня сегодня – чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье. /упражнение 1
Я раз сто, наверное, губки оближу, /упражнение 2
А потом “спасибо” бабушке скажу.

***

Улыбка

Упражнение: чередуем “улыбку”- удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и “хоботок”- вытянуть крепко сомкнутые губы далеко вперед.

Улыбнись скорей, дружок!
А теперь, ребенок,
Покажи мне хоботок,
Словно ты – слоненок!

***

Чистота

Упражнение «выбиваем ковер»: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: “та-та-та”.

Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: “Та-та-та!”
Будет в доме чистота!

***

Часики

Упражнение “часики”: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.

Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!

Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!

***

Губки

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем – нижнюю губу.

Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.

***

Рыбки

Упражнение “рыбки разговаривают”: хлопаем губами друг о друга.

Рыбка рыбке говорила:
- Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было! 

Рыбка рыбке отвечала:
- Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи –
Для борща траву ищи!

  • Главная страница
  • О себе
  • Услуги
  • Интересно знать!
  • Родителям!
    • Новости
  • Возрастные нормы
    • От рождения до года
    • От одного года до двух лет
    • От двух до трех лет
    • От трех до четырех лет
    • От четырех до пяти лет
    • От пяти до шести лет
    • От шести до семи лет
  • Будущей маме
    • Внутриутробное развитие
  • Когда надо обращаться к логопеду?
  • Ребенок начал заикаться
  • Ребенок не хочет читать
  • Развивайтесь вместе с нами!
  • Домашнее задание
    • Логопедические упражнения
    • Логопедические стихи
      • Стихи на С, Сь, З, Зь, Ц
      • Стихи на Ш, Ж, Ч, Щ
      • Стихи на Р, Рь, Л, Ль, Й
      • Стихи и скороговорки
    • Ловкие пальчики
    • Гимнастика для язычка в стихах
    • Азбука в стихах
    • Играем-буквы запоминаем!
  • Контакты
  • Главная страница
  • О себе
  • Услуги
  • Интересно знать!
  • Родителям!
    • Новости
  • Возрастные нормы
    • От рождения до года
    • От одного года до двух лет
    • От двух до трех лет
    • От трех до четырех лет
    • От четырех до пяти лет
    • От пяти до шести лет
    • От шести до семи лет
  • Будущей маме
    • Внутриутробное развитие
  • Когда надо обращаться к логопеду?
  • Ребенок начал заикаться
  • Ребенок не хочет читать
  • Развивайтесь вместе с нами!
  • Домашнее задание
    • Логопедические упражнения
    • Логопедические стихи
      • Стихи на С, Сь, З, Зь, Ц
      • Стихи на Ш, Ж, Ч, Щ
      • Стихи на Р, Рь, Л, Ль, Й
      • Стихи и скороговорки
    • Ловкие пальчики
    • Гимнастика для язычка в стихах
    • Азбука в стихах
    • Играем-буквы запоминаем!
  • Контакты
     
Яндекс.Метрика
© privetlogoped.ru

все виды логопедических услуг


kholov@rambler.ru