От четырех до пяти лет
Возраст 5 лет
Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос и ваши объяснения.
По данным психологов, зачастую сомнения и страхи мамы связаны именно с развитием речи малыша: он говорит мало слов, его речь не связная, окружающие не понимают, что он говорит и так далее. Но для любых выводов нужна точка отсчета. Определим норму развития речи ребенка, которую можно взять за основу.
В возрасте с 4 до 5 лет ребенок:
- Обладает словарным запасом около 3000 слов.
- Знает свой пол, имя, возраст, имена родителей, свой адрес и имена ближайших родственников.
- Пользуется предложениями из 5-6 слов.
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
- Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;
- Умеет пересказывать.
- Может повторить слова из четырех слогов
- Правильно произносит практически все звуки.
- Определяет право - лево у себя, но не у других.
- Знает простые антонимы: жесткий-мягкий, высокий-низкий, узкий-широкий и т.д.
- Считает до двадцати, знает десятки;
- Определяет большее и меньшее количество;
- Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
- Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (обувь, посуда, мебель и др.)
- Выполняет за три команды, которые даны одна за другой
- Знает названия знакомых животных и их детенышей
- Речь полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции
- Использует много неожиданных, придуманных им самим, описательных слов: прилагательных и наречий
- Знает почти все гласные и согласные буквы
- Повторяет предложение до девяти слов
- Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
- Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
- Знает несколько основных цветов
- Разбирается в простых геометрических формах, знает основные геометрические фигуры
- Умеет давать оценки тем или иным действиям или событиям – хорошо это или же плохо.