От одного года до двух лет
Возраст 1.5 года
По данным психологов, зачастую сомнения и страхи мамы связаны именно с развитием речи малыша: он говорит мало слов, его речь не связная, окружающие не понимают, что он говорит и так далее. Но для любых выводов нужна точка отсчета. Определим норму развития речи ребенка, которую можно взять за основу. Итак, в этом возрасте ребенок:
- Имеет активный словарь около 5-20 слов
- Словарь состоит в основном из существительных
- Часто повторяет слово или фразу снова и снова
- Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием
- Способен выполнять простые команды
- Воспроизводит звуки с интонацией
- Реагирует на свое имя
- Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
- Отвечает надлежащим образом на дружественный и на сердитый тон
- Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть часть слова)
- Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или другие объясняющие сигналы
- Осознает социальное значение слова
Возраст 2 года
- Называет целый ряд объектов из своего окружения
- Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под
- Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова
- Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому
- Имеет активный словарь (говорит) около 5-20 слов.
- Словарь состоит в основном из существительных
- Пассивный словарь (понимает) примерно 150-300 слов
- Объем и высота голоса плохо контролируются
- Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путает.
- Начинают появляться понятия “Я” и “мои”
- Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)”
- Задает вопросы “Что это?”
- Часто повторяет слово или фразу снова и снова
- Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием
- Способен выполнять простые команды
- Воспроизведит звуки с интонацией
- Реагирует на свое имя
- Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
- Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон
- Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)
- Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы
- Осознает социальное значение слова